Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не
должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их
как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого
отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет,
о котором нам возвещает Бог - свет, в котором нет никакой тьмы - для
нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что
пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем,
что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми
насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры,
полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.
Во второе воскресенье Великого поста Русская
Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов -
святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского.
Свт. Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских
богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя
под ударами турок - в конце XIII-начале XIV века.
Лично о святителе Григории известно сравнительно немного. Он
был сыном знатных родителей, проживавших в Константинополе. Благодаря
родителям получил очень хорошее и разностороннее образование, но
государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на
св. Гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.
Когда свт. Григорий жил на Афоне, в Церкви появились люди,
которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о
молитве. Предводитель этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес
насельников Афона, Варлаам Калабрийский всячески издевался над учением
афонских монахов об "умной молитве" (молитве, совершаемой в самых
глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой
умом) и об исихии - внутреннем безмолвии, которое является условием
подлинного общения с Богом. С издевкой Варлаам и его единомышленники
называли Григория Паламу и братию афонских монастырей "исихастами".
Именно это наименование, но уже не издевательское, а благоговейное и
почтительное, и закрепилось за сторонниками афонского учения о молитве
и духовной жизни христианина. Сам свт.Григорий без устали обличал
неправоту Варлаама и полное согласие афонского учения со Священным
Писанием и Преданием Церкви. В поддержку афонитам свт.Григорий Палама
написал свой главный труд - "Триады в защиту священно-безмолвствующих".
Известен свт. Григорий Палама также апологией еще одного
исконного учения Церкви - о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий
утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях;
что энергии Бога - это не одно из Его творений, а это Он Сам,
обращенный к Своему творению.
Закончил свою жизнь св.Григорий Палама в сане архиепископа
города Салоники, причем прославился даром исцелений и разнообразными
чудесами, совершенными им в этом греческом городе. Скончался
св.Григорий Палама около 1360 года.
Уже в XX веке в богословских и исторических исследованиях
расцветает своеобразный "паламитский ренессанс". Жизни и трудам
свт.Григория Паламы начинают посвящать множество научных монографий.
Такие известные русские богословы эмигрантской школы, как архимандрит
Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий
(Кривошеин), заново изучив все дошедшие до нас рукописи свт.Григория и
свидетельства о нем, вернули святому славу величайшего из Отцов Церкви,
яркого богослова и учителя, остающегося исключительно современным по
сей день.