Суббота Страстной недели посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса
Христа во гробе и сошествии его в ад для избавления душ умерших, а также
приготовлению к Пасхальным торжествам, празднуемым в ночь с субботы на
воскресенье.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает
погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и
освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота -
время
великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания воскресения
Христова,
победы над грехом и смертью.
Ветхозаветная суббота,
соблюдать которую строго предписывалось иудеям, была образом этой
преблагословенной субботы.
Этот благословенный покой не
то же самое, что безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю
человеческую суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли
посвятить
ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину,
в
которой без помех будет слышен радостный возглас: «Христос воскресе!»
Богослужения Великой субботы
особенно продолжительны и насыщены, в них уже чувствуется пока еще
тихая,
сдержанная, но уже несомненная радость грядущего Воскресения. Службы
этого дня
также отличаются необычайной поэтической и богословской глубиной,
раскрывающей
тайну спасения человека. Главная их тема - сошествие Христа во ад.
Грех Адама искорежил
человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть - следствие греха.
Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших,
оказалась
во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души
праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив
ее к
божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил от тления и самую
последнюю трагическую область бытия человека. Приняв смерть, Христос,
как
всякий человек, сошел душой в ад, но, как Бог, разрушил эту твердыню
смерти.
Сатана, великий обманщик, сам обманулся, не узнав Того, Кто пришел в
этот день
в его царство.
Диавол полагал, что Христос
лишь человек и наступил момент небывалого торжества зла: Мессия,
посланный
Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал
Своего
царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и
мучительную
казнь, - вот сейчас и Он попадает под власть ада. Но лукавый вновь был
побежден
и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не
как
раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница
разрушилась
от полноты божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света.
Церковные песнопения, стихиры
Великой субботы так описывают это вселенское события. Интересно, что
речь в них
ведется от лица поверженного ада: «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась
моя
власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его
нисколько,
но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от
века,
но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого
сумел
поглотить, - изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает
владычество
смерти».
Авторы этих стихир используют
смелую и точную, хотя и несколько режущую утонченный слух современного
читателя
поэтическую метафору: аду, воплощению смерти и пустоты, стало нестерпимо
тошно
от прихода Христа, полноты жизни, и он изверг все порабощенные им души
праведников. Мрак и зло не терпят света и правды, и, если только до
конца,
честно и последовательно, допустить в свою жизнь Бога и самому сделать
шаг Ему
навстречу, пустота, пошлость и греховность бессмысленного существования
(по
сути дела, ад, который человек носит в себе) уступят место подлинной
жизни во Христе
и бесконечной пасхальной радости.
Церковь использует еще одну метафору для описания
чуда схождения Христа во ад.
Спаситель сходит в преисподнюю как победитель, захвативший хорошо
укрепленную
крепость и освободивший томившихся там пленных. Этот образ особенно
показательно виден на иконе «Схождение Христа во ад». Христос врывается в
глубины ада, так стремительно, что края Его одежд развеваются в воздухе,
под
ногами Его разломанные ворота ада. Фигура Христа окружена ореолом -
сиянием
славы, «светоносной благодати», разогнавшим беспросветную тьму. Спаситель
буквально вырывает за руки из могил Адама и Еву; множество других
праведников,
немного даже ошеломленных неожиданным освобождением, глядят на Христа и
делают к Нему первое робкое движение. Устремление этих людей к истинному
Богу,
добру и свету, не погибло и в царстве смерти, и Христос выведет их из
ада, как
и любого человека, обратившегося к Нему. «Ныне ад, стеная, вопиет: лучше
было бы
мне, если бы не принял Рожденного от Марии: Он пришел [войной] на меня,
разрушил мою державу, сокрушил медные врата [ада], души, которые я
удерживал
прежде, Он, Бог, воскресил», - поется еще в одной стихире Великой
субботы.
Мотивы грядущей пасхальной
радости слышатся уже на утрени Великой субботы, на службе Погребения
Господа
Иисуса Христа. Скорбные песнопения в воспоминание о недавней крестной
смерти
Христа, еще звучат, но в них уже твердая вера в грядущее воскресение.
Плащаница, изображающая Христа во гробе, при пении: «Святый Боже»...
выносится
священнослужителями из храма и крестным ходом обносится вокруг храма в
воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и
смертью.
Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским
вратам,
в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что
Он
Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Входя в двери
храма,
верующие уже слышат чтение пророчества Иезекииля (Иез. 37, 1-14) о
грядущем
всеобщем воскресении. Затем в церкви читаются отрывки из посланий
апостола
Павла, призывающие людей очистить свои души в преддверии новой Пасхи,
Воскресения Христова, и Евангелие о безумных первосвященниках и
фарисеях,
убедивших Пилата поставить стражу у гробницы Спасителя, чтобы ученики
Его,
придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых
(Мф. 26,
64). Тем самым, вопреки своему замыслу, они сделали стражу свидетелями
Воскресения Христова, еще более подтвердив несомненность чуда.
Евангелие о самом Воскресении
будет прочитано (а оно читается в Церкви только раз в году) уже на
литургии
Великой субботы. До светлого Воскресения Христова останется только
несколько
часов радостного ожидания праздника. На утрени Великой Субботы плащаница обносится вокруг храма, подносится к
открытым царским вратам и возвращается на «гробницу» посреди храма.
Литургия в этот день бывает позже, чем обычно, и соединяется с вечерней.
На службе читаются пятнадцать паремий, повествующих о ветхозаветных
пророчествах о спасении людей крестной смертью Спасителя.
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой
плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол.
Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению
Христа, обычно начинают в полночь.
В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение
пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасок (хотя, согласно букве
Устава, оно должно совершаться после пасхальной литургии).
|