В третье воскресенье Великого поста за
Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается
для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту
Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песня
поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине
Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях
и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению
подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до
пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в
алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста
называются "крестопоклонными".
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом,
так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный
Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное",
чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в
"Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой,
вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень
предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей
держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов
язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для
всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови,
Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной
из стихир праздника.
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и
познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Ин. 8, 31-32)
Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око,
и слух, и руки, и все наше тело.