Часто приходится слышать, как люди, которые мало знакомы с богослужебным
строем и уставом Православной Церкви, жалуются на утомительную
продолжительность богослужений. На самом же деле те богослужения,
которые совершаются в приходских храмах и даже в монастырях сегодня,
значительно короче своих уставных образцов. За столетия церковной
истории богослужение изменялось в сторону сокращения и некоторого
упрощения, при том, что его духовный смысл и историческое ядро
оставались неизменными и не подлежащими никакому изменению.
По-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической
практике Православной Церкви является утреня четверга 5-й недели Великого поста. В
народе это богослужение принято называть "Марииным стоянием", поскольку
в середине этой долгой утрени читается житие преподобной Марии
Египетской. Житие прочитывается в храме целиком - для назидания и
укрепления сил молящихся.
Во время утрени четверга 5-й седмицы Поста прочитывается весь Великий
покаянный канон преподобного Андрея Критского -тот самый канон, с чтения
которого начинался Великий Пост (первый раз Великий канон, разделенный
на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой
седмицы Великого Поста). Только это чтение занимает не один час. Его
смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до
Пасхи остается две с половиной недели, подвести итог Поста как времени
самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в
них.Читаемое на утрени житие преподобной Марии Египетской предлагается
как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека
покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.
|