В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из
Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы
не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о
собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением,
христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью
Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в
пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы
из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего
богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда
священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга
прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со
всеми ближними. Поэтому этот день известен как прощеное воскресенье.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата
ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие,
в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия
внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела
самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время,
удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает
иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ
— есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим
Постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в
древние времена пустынники Египетские собирались в последний день
Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение
и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и
пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата
обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники
обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной
недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного
примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в
продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по
совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак
примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать
священные изображения Бога и святых.