6 января - Навечерие Рождества Христова, или
Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун
Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно
готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым
праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и
следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники
поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост
Сочельника имеют ряд особенностей.
Сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова
«сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы).
Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после
литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть
Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды,
связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2),
возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не
предписана.
В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.
Действительно, Типикон предписывает пост до
конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится
утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются.
Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает,
почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской
пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост
готовит нас к грядущей радости праздника.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по
церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть
часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело
не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься
и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера
воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру. Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в
той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями
врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в
больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжёлый пост и подвиг.
И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим
силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе,
что священник, который придет причастить умирающего человека, станет
спрашивать, когда человек последний раз ел?!
Посетить ночную службу или утреннюю – это
нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая
радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в
большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на
Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются
ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся
ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год.
Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число
ночных бдений в году ограничено.
Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника. Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими,
друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с
ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в
храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое
совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью
друг с другом. Собираются и семьи, и друзья. Те правила, которые отцы – пустынники
предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую
жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о
подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами
Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь
стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую
же четкую грань между духовным и земным.
Апостол Павел заповедовал нам "Всегда радуйтесь. Непрестанно
молитесь. За все благодарите Господа" (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем
праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем
апостольский завет.
Конечно, каждый вопрос нужно рассматривать
индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным
торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит
ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость. Посещать ли ночную службу?
После ночной службы нужно восстановить силы.
Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти
в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь
вознаграждает за каждое усилие, которое ради него человек делает.
Вечерняя служба в этот день недлинная,
особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается
Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить. автор: Протоиерей Александр Ильяшенко
|