С нынешнего дня, братья и сестры – с завтрашнего утра, точнее, –
вступаем мы в святой Рождественский пост, который будет продолжаться так
же, как и пост предпасхальный, сорок дней. Казалось бы, долгий срок
ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так
быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и
это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские
песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во
храм Пресвятой Богородицы. И когда слышим мы всякий раз ежегодно это
бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» – вновь
воскресает в нашей памяти все доброе, лучшее, что было в нашей душе, и
вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые
свойственны человеческому духу. Но вот чтобы не угасал в нас этот
огонек, и дается нам святое постное время.
Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и
участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными
обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не
может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на
некоторых из них. В первую очередь - это субботние и воскресные службы.
В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам
Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на
условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от
серьезности нашего отношения к религии. Пост длится от одной до шести
недель, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм,
нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем
себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того,
что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от жи
... Читать дальше »
Суббота Страстной недели посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса
Христа во гробе и сошествии его в ад для избавления душ умерших, а также
приготовлению к Пасхальным торжествам, празднуемым в ночь с субботы на
воскресенье.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает
погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и
освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота -
время
великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания воскресения
Христова,
победы над грехом и смертью.
Ветхозаветная суббота,
соблюдать которую строго предписывалось иудеям, была образом этой
преблагословенной субботы.
Этот благословенный покой не
то же самое, что безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю
человеческую суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли
посвятить
ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину,
в
которой без пом
... Читать дальше »
В Великую пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа
Иисуса Христа.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером - читаются
Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.
Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в
году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной
Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в
храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года,
в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот
день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода
солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в
пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса
Палащаницы.
Сегодня православные отмечают Чистый четверг. Православная церковь
считает этот день важной частью подготовки к Пасхе, празднованию
Воскресения Христова. В Чистый четверг все верующие традиционно приходят
в храм на богослужение. Начиная с четверга, начинают активно готовиться
к праздничной пасхальной трапезе. Хозяйки начинают этот день в хлопотах:
прибирают в домах, пекут куличи и красят яйца.
В Чистый четверг принято совершать обряд омовения – ходить в баню. Тот,
кто успел сегодня до восхода солнца умыться, будет здоровым целый год. С
этого дня не мели в избе до праздника Пасхи: говорили, «чтобы не
засорить глаза лежащему в гробе Христу».
Также в Чистый четверг было принято особым образом готовить
соль. Крупную соль заворачивали в тряпочку и перекаливали в печи, потом
толкли и просеивали. Эту соль хранили весь год, пола
... Читать дальше »
В пятый день после входа Господа в Иерусалим,
значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать
пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам
приготовить Тебе Пасху?" Иисус Христос сказал им: "пойдите в город
Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды;
последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница
(комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он
покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху". Сказав
это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и
Иоанна.
Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и
приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос,
... Читать дальше »
В четверг Страстной седмицы Церковь
вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой
Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
Это была последняя пасхальная вечеря, которую
Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо
этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления
еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он
вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии
(Евхаристия – означает Благодарение)
«Был обычай перед вечерею умывать ноги, что
делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук.
7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно,
потому, что Господь Сам имел в виду показать ученик
... Читать дальше »
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к
Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему
возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили:
к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и
дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину?
она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а
Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня
к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие
сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к
первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они
предложили ему тридцать серебренников; и с т
... Читать дальше »