Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и
участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными
обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не
может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на
некоторых из них. В первую очередь - это субботние и воскресные службы.
В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам
Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на
условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от
серьезности нашего отношения к религии. Пост длится от одной до шести
недель, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм,
нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем
себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того,
что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла,
сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно
есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец
люди могут «поститься» и по экономическим причинам... В чем же
особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или
ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной,
составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются
демоны: они вообще не едят и не пьют...Духовная сторона поста состоит в
том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к
Нему.
Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облегчение для тела
ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из
нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои
духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго
поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз
испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не
ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и
чистоту.
Наконец, от нас требуется образ жизни, который не был бы
противоположностью Посту. В прежние времена в православных странах само
общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму
жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон
церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения,
прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе.
Мир, в котором живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во время
Поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз
обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними
проявлениями.
В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и
даже не в церкви образуется основа, стержень мировоззрения человека,
что особенно важно для детей. И первый постный обычай, который должен
прививаться в семье, - это решительное прекращение просмотра
телепрограмм и слушания радио. Наша жизнь переполнена информацией, весь
мир входит в наши дома с экранов телевизоров. И мало-помалу элементарный
опыт внутренней жизни, красота реального мира просто исчезают, человек
становится неспособен наслаждаться тишиной, теряет способность к
молитвенной сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина,
созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша
питается молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо
заранее наметить для себя список книг, которые полезно было бы
прочитать. Церковь Постом ждет от нас обогащения нашего духовного и
умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают
человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость.
Что касается долгих часов, проводимых во время Поста вне дома, тут
нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо только помнить, что
Пост - это и время искания смысла: профессиональной жизни, отношений с
другими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо
значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях.
|